Научно-производственная фирма

СЗЗ- проект санитарно-защитных зон предприятия.
Разработка проекта СЗЗ.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) или зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) -это зона, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Под воздействием понимаются выбросы загрязняющих веществ, шум, вибрация, электромагнитное излучение, радиация.

ЗОУИТ защищает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных объектов. Проект СЗЗ обосновывает соблюдение гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон (домов) и при необходимости содерхит мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения (экранирование, озеленение и пр.).

Объекты, которым требуется проект СЗЗ: котельные, кладбища, очистные сооружения (канализационные сооружения), заводы, ТЭЦ, фермы, скотомогильники, карьеры, свалки (полигоны).

Законодательная база разработки проекта СЗЗ:

  • Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» (пункт 3 ст. 16).
  • Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»- в части, не противоречащей положениям постановления № 222

Действует проект СЗЗ бессрочно при условии неизменности производственного процесса, а также до внесения изменений в соответствующее законодательство Российской Федерации.

КТО ДОЛЖЕН РАЗРАБАТЫВАТЬ СЗЗ

Согласно Постановлению № 222, санитарно-защитная зона разрабатывается и устанавливается в отношении действующих, проектируемых, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 говорит о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия про водятся в отношении источников, создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на границе Земельного участка объекта; Полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий; Объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование; и объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

Согласно ПП РФ № 222, в санитарно-защитной зоне запрещено использование земельных участков в целях:

  • Производства и хранения лекарств и пищевых продуктов;
  • Для комплексов водопроводных сооружений питьевой воды;
  • Для производства, хранения и переработки с/х пищевой продукции.

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ согласно СанПиН и ПП РФ № 222:

  • Жилые застройки;
  • Зоны курортов, пансионатов;
  • Территории садоводческих организаций;
  • Дачные индивидуальные и коллективные участки;
  • Спортивные сооружения открытого типа;
  • Детские игровые площадки;
  • Организаций отдыха детей и их оздоровления;
  • Объекты образовательного назначения;
  • Лечебно-профилактические учреждения, больницы.

При этом, если будет обоснованно доказано, что эксплуатация предприятия не приведет к ухудшению этих показателей, то эксплуатация и установление СЗЗ в данных границах все-таки возможно.

Установление размера СЗЗ

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий.

  • I класс Чрезвычайно опасные от 1000 метров
  • II класс Высоко опасные от 500 метров
  • III класс Умеренно опасные от 300 метров
  • IV класс Мало опасные от 100 метров
  • V класс Практически не опасные от 50 метров

Размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия).

Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДК и ПДУ от данного предприятия не превышают нормативных размеров. Кроме того, размер СЗЗ можно и увеличить относительно ориентировочного при необходимости.

Для разработки СЗЗ необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку.В документе содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек. С помощью карта предприятия привязывается к системе координат ЕГРН. Такая практика позволит предотвращать застройку санзоны жилыми домами и другими объектами с нормируемыми показателями выбросов.

Этапы разработки Проекта СЗЗ 2022

  1. Сбор сведений о выбросах вредных веществ и физических факторах воздействия и проведение инвентаризации источников. К источникам физического воздействия относят: химические факторы, шум, вибрацию, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.
  2. Инвентаризация источников воздействия
    • инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ проводится по приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 или можно использовать проект ПДВ . Применяются программы "Инвентаризация" и "ПДВ-Эколог"
    • инвентаризации факторов физического воздействия (источников шумового, вибрационного, электромагнитного и других видов воздействия), собираются данные по имеющемуся оборудованию (в т.ч. кондиционеры, вентиляционные устройства), транспорту.
  3. Расчеты
    • расчеты химического загрязнения атмосферного воздуха с использованием УПРЗА "Эколог", определяется ориентировочный размер СЗЗ по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха. Расчет рассеивания производится с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха с учетом метеорологических и климатических характеристик местности;
    • Проводятся акустические расчеты с использованием программы Эколог-Шум для определения ориентировочного размера СЗЗ предприятия по фактору акустического воздействия;
    • При необходимости рассчитываются другие виды неионизирующих излучений;
    • С помощью программы СЗЗ-Эколог определяются интегральные границы СЗЗ по всем факторам неблагоприятного воздействия и формируются координаты точек СЗЗ в нужном формате для передачи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
  4. Оформление проекта санитарно-защитной зоны.
  5. Согласно Постановлению № 222, в проект СЗЗ включается:

    • сведения о размерах и границах санитарно-защитной зоны;
    • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
    • графическое описание местоположения границ санитарно-защитной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде с учетом перспективного развития прилегающей территории;
    • раздел «Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны»;
    • перечень необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий для достижения уровней химического, биологического физических воздействий до ПДК и ПДУ;
    • оценка риска для здоровья населения (для объектов I или II класса опасности) ;
    • план-график исследований и измерений для действующих объектов лабораториями, аккредитованными на проведение данных работ.В программу (план-график) включаются специфические вещества, характерные для рассматриваемого объекта и определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности. Точки для размещения стационарных постов наблюдений выбираются с использованием методов анализа расчетных приземных концентраций: на границе нормативной СЗЗ (для объектов, указанных в действующей классификации) и на границе предлагаемой СЗЗ и в зонах, максимально приближенных к местам проживания населения;
    • карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий предоставляются отдельно.

ЭКСПЕРТИЗА проекта СЗЗ включает:

  • прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы ( в местных центрах гигиены и эпидемиологии), и получение положительного экспертного заключения на проектную документацию;
  • получение Решения об установлении санитарно-защитной зоны, выданной Роспотребнадзором, и внесение сведений о границах СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), если объект является источником воздействия;(наносятся на публичную кадастровую карту района);
  • или

  • получение письма Роспотребнадзора о том, что объект не является источником воздействия и установление СЗЗ не требуется.

СЗЗ не считается установленной, пока эти данные не будут отражены в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом объекты 1, 2 класса по классификатору СанПиН получают Решение в центральном Роспотребнадзоре в Москве. Остальные – в своем региональном управлении.

ПРОВЕДЕНИЕ НАТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

После получения СЭЗ на проект СЗЗ для строящихся, действующих, реконструируемых, ликвидируемых объектов проводится серия натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта аттестованной аккредитованной лабораторией в течение года .

Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07.

При установлении СЗЗ число измерений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не регламентируется . Но в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов необходимы 30-50 измерений.

То же самое касается ликвидированного промышленного объекта для того, чтобы действие санзоны отменить и удалить ее с кадастровой карты, а также ситуации, когда нужно сократить СЗЗ по разным причинам.

Согласно Градостроительному кодексу, разрешение на строительство можно получить, только имея на руках копию решения об установлении СЗЗ. На данный момент на это требование наложена отсрочка до 1 января 2022 года.

 


Спец. предложения

Для ВУЗов, обучающих студентов экологическим специальностям, предлагаем льготную поставку программ Подробнее.


Новые программы для экологов

Все новости

ПО для экологов

Новые версии и релизы программ 17.06.2024г. Новая версия 2.6.5 «Эколог-Шум»

13.06.2024г. Новая версия 2.0 «СЗЗ-Эколог» c дополнительным модулем «Импорт КПТ»

29.05.2024г. Новая программа «РПСУГ-Эколог» - расчет потерь сжиженных газов. Новая версия УПРЗА Эколог 4.70.5 работа с новыми источниками и важные дополнения. Новая версия программы РИСКИ 2.0 по руководству 2023года. Льготное обновление УПРЗА до 31.07.2024

09.01.2024г. Версия 5.15 программы ПДВ-Эколог по распоряжению Правительства N 2909-р от 20 октября 2023 года.



Экологические законы

Все новости экологического законодательства

Новое в экологическом законодательстве 12.06.2024г. В помощь экологу - подробная инструкция для получения КЭР.

11.06.2024г. Приказ МПР утверждает форму отчета ПЭК.Письмо МПР о представлении мероприятий в периоды НМУ.

10.06.2024г. МПР и Росгидромет утвердили фоновые концентрации на 2024-2028года.

31.05.2024г. В помощь экологу - Пример расчета НДС.

30.05.2024г. Письмо Минпромторга о взвешенных веществах.

26.04.2024г. В перечень методик расчета выбросов 2024 года Добавлены три новых методики.

25.04.2024г. Письмо РПН от 15.04.2024 N СР-09-03-31/12409 О применении Перечня № 2909-р при предоставлении государственных услуг. Письмо Минприроды РФ от 18.04.2024 N 12-53/16590 О направлении разъяснений

24.04.2024г. Ставки платы за негативное воздействие на 2024 год. Постановление Правительства РФ от 17.04.2024 N 492 .

05.02.2024г. Утверждены новые XML-схемы для СЗЗ и пр. - с 1 марта 2024 года. Приказ Росреестра от 25.12.2023 N П 0554. Росприроднадзор систематизировал ГРОРО для получения сведений об объектах размещения отходов

02.02.2024г. Опубликовано Письмо Росприроднадзора № ВЧ-09-03-34 .117 от 9.01.2024 О применении Распоряжения №2909-р. Добавлена методика в перечень методик на сайте Минприроды РФ

01.01.2024г. Продлены сроки действия лицензий и разрешительных документов, в т.ч. по охране окружающей среды. . Корректировка ЗВ. Утверждение перечня ЗВ-распоряжение 2909-р.

13.05.2023г. Добавлена методика в перечень методик на сайте Минприроды РФ

15.04.2023г. Приказ МПР от 23.12.2022 № 907 утверждает правила разработки программы повышения экологической эффективности

25.03.2023г. Письмо Росприроднадзора от 10.02.2023 № РН-09-03-34/3916 уточняет расчет выбросов от передвижных источников

05.02.2023г. Утверждена структура реестра выбросов парниковых газов

01.02.2023г. Разъяснения МПР к расчету рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

27.01.2023г. В 2023 году автоматически продлены разрешительные документы Постановлением Правительства от 23 января 2023 года №63.

10.01.2023г. Актуализация 'Переченя методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками' по распоряжению МПР от 26.12.2022 № 38-р.



В помощь экологу:

новые письма, новые книги - «Библиотека эколога».





Услуги, Разное, Софт, Сервис, Скачать