Этапы разработки ПДВ - проекта нормативов предельно-допустимых выбросов предприятия.
Этапы разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (проекта ПДВ) :
1.проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;
2.проведение расчетов приземных концентраций;
3.анализ результатов, разработка природоохранных мероприятий, проведение расчетов с учетом мероприятий, оценка и выбор оптимального варианта природоохранного мероприятия с целью достижения нормативов ПДВ; оформление результатов в соответствии с требованиями;
4.получение согласования органов санитарно-эпидемиологического надзора.
5.получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в пределах утвержденных нормативов ПДВ и в пределах установленных ВСВ.
Срок действия согласованных проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу составляет до 7 лет.
Проекты нормативов ПДВ, представленные после доработки на согласование, рассматриваются в те же сроки, что и при первом представлении, т.е. в течение 30 дней.
Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ, может возникнуть до истечения срока их действия при:
- -изменении экологической обстановки в регионе,
- появлении новых или ликвидации существующих источников загрязнения природной среды,
- изменении технологии или производственной программы предприятия.
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается сроком на один год.
Инвентаризация источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится на основании документов:
- ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения. М., Издательство стандартов, 1977.
- Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Л., 1990.
- Рекомендации по основным вопросам воздухоохранной деятельности. М., 1995.
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)НИИ Атмосфера. СПб, 2005 (Введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004)
При определении количества и состава выбросов загрязняющих веществ могут использоваться расчетные или инструментальные методы.
Рекомендуемые расчетные методики указаны
- в Перечне
методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2009 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух. Введен в действие Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) (письмо № 05-12-46/1273 от 06.02.2009 г.)
Используемые инструментальные методы перечислены
- в Перечне методик выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий, допущенных к применению в 2009 году, СПб, 2009
При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы расчеты, выполненные по каждому источнику и веществу с ссылками на нормативно-методическую литературу и обоснованием принятых величин и коэффициентов.
Расчеты приземных концентраций регламентируются следующими документами:
- ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л., Гидрометеоиздат, 1987.
- СНиП 23-01-99. Строительная климатология. М., Госстрой России, 2000.
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)НИИ Атмосфера. СПб, 2005
При проведении расчетов приземных концентраций:
1. Определяются метеорологические характеристики местности:
- выбираются из климатологических справочников
- данные о фоне запрашиваются в органах Росгидромета
2. Формируется перечень веществ подлежащих нормированию на основе показателя опасности
3. Оценивается целесообразность расчетов, определяется список веществ, по которым необходим детальный расчет загрязнения атмосферы
4. Проведение детальных расчетов с помощью унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы по заданному расчетному прямоугольнику, размеры которого выбираются таким образом, чтобы изолиния концентраций 0,05 ПДК не выходила за его границу.
Разработка природоохранных мероприятий, оформление результатов
регламентируются документами:
- Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. М., 1990
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)НИИ Атмосфера. СПб, 2005
- РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. М., 1991
- ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
- Постановление Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха". М., 2001.
- Рекомендации по определению допустимых вкладов в загрязнение атмосферы выбросов загрязняющих веществ предприятиями с использованием сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами промышленности и автотранспорта. СПб., 1999
- РД 52.04.306-92. Охрана природы. Атмосфера. Руководство по прогнозу загрязнения воздуха..
- РД-52.04.52-85. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Л., Гидрометеоиздат, 1987
- Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации "Охрана окружающей среды". М., ГП, Центринвестпроект, 2000.
- Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. М., 1989
- Шаприцкий В.Н. Разработка нормативов ПДВ для защиты атмосферы (справочник). М., 1990.
- Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. СПб., 2006.
Для проекта ПДВ разрабатываются:
1. Мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности.
2. Предложения по нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
3. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на предприятии.
4. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ).
По результатам расчетов загрязнения атмосферы выявляются вредные вещества, по которым отмечается превышение действующих критериев качества атмосферного воздуха. Для снижения существующих уровней загрязнения атмосферы этими веществами до допустимых формируются планы мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов предприятий.
При этом можно использовать:
1. Замену существующей технологии и оборудования на более экологичные.
2. Оснащение технологического оборудования газоочистными установками (ГОУ).
3. Уменьшить количество источников выбросов, изменить их параметры.
Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу включает:
- сравнение массы выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения с установленными нормативами ПДВ;
- проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ;
- проверку эффективности природоохранных мероприятий.
Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится как самим предприятием (производственный контроль), так и местными органами Ростехнадзора, осуществляющими государственный контроль.
Мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ разрабатываются для предприятий I и II категорий, а в отдельных случаях (по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора) и для предприятий III категории.
Чтобы не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо предусмотреть кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ при предупреждениях Росгидромета (в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения 3-х степеней). В зависимости от степени предупреждения предприятие переводится на работу по одному из трех режимов. Для I режима регулирования выбросов осуществляются организационно-технические мероприятия, эффективность которых принимается равной 15%. При II режиме сокращение выбросов должно составлять в дополнение к I режиму не менее 20%, при III режиме - не менее 40%.
Для II и III режимов задействуют источники и вредные вещества, которые являются значимыми с точки зрения загрязнения атмосферы на границе ближайшей жилой застройки.
Для предприятий, расположенных в городах (районах), по которым не разработаны схемы прогноза наступления НМУ, составлять данный раздел в "Проекте нормативов ПДВ" нет необходимости.