Заповедник Алтай Таван Богд.26.07.2016 Озеро Хотон Нуур. Дорога через Ценгел и Улаанхус в Улгий 8888км.Утро у озера.Встали часов в семь, ночью было холодно, все-таки высота более 2000 метров: днем жарко, а ночью 5-10 градусов. Утро на Хотон-Нуур. Неизменные горы, за ними уже Китай.
Юрты на Хотон-Нуур. Возможно, монголы наблюдали за нашей ночевкой, но мы их не видели.
Тихий Хотон-Нуур. Прохладная вода, которую любят рыбы. Прощай Хотон, поедем дальше.
Озеро сужается в протоку, которая соединяет Хотон-Нуур с Хурган-Нуур. На этих озерах туристы ловят рыбу, в основном на протоке. Ввозить в Россию рыбу и мясо из Монголии запрещено, но можно от души порыбачить и здесь поесть. Несмотря на обилие крупной рыбы, монголы ее не ловят и не едят. В протоке прекрасные отражения гор, останавливаемся,, выходим из машины и любуемся.
Горы в Хотон-Нуур.
Горы внизу под нами.
Красота.
Мост через протоку выглядит неплохо.
Однако, въезд на мост оказался каменист, но нам это не страшно. Едем по противоположной стороне протоки, дорогу пересекает стало верблюдов. Верблюды сквозь стекло.
Два верблюда.
Верблюд-красавец.
Собака с удовольствием устроила гонки с машиной, никакой злобы нет, просто соревнование.
Пока дорога идет на восток вдоль озера Хурган-Нуур. Минут через двадцать видим слева курган и оленьи камни.
Подъехав ближе, видим. что курганов два, а не один, дорога идет между курганов. Олений камень, на котором хорошо видны изображения оленей, которые бегут сверху вниз. Справа вверху хвост, бедро с задней ногой, ниже передняя нога и голова. Слева аналогично расположен второй олень.
Справа видим озеро Хурган-Нуур
Дорога поворачивает на север, начинаем удаляться от озер АТБ.
Недалеко от дороги палатка и машина, в стороне прицеп. Вроде местные, но человек странно выглядит: на голове что-то вроде платка, а в руке что-то белое, похоже на стопку бумаги. Кто это?
Примерно через час после двух курганов видим еще один, скорее что-то похожее на курган и оленный камень. Рисунков не видим.
Из Хурган-Нуур и Даян-Нуур вытекают две речки, которые сливаясь образуют крупную реку Ховд. На всем протяжении в Ховд впадают мелкие притоки. Дальше долго едем вдоль реки Ховд, то совсем рядом внизу, то поднимаемся вверх и смотрим на реку с гор.
Вот некоторые виды на реку Ховд:Вдоль притока Ховд. Дорога повернула круто вправо и появилась река Ховд, мы слева по течению. Мост через Ховд.
Деревянный мост через Ховд. Мостов оказалось два: старый деревянный и новый бетонный. Galileo, который автоматически писал маршрут, дорогу нарисовал по старому мосту, а наш путь честно по новому, хотя в его базе еще старая информация. Переехав через реку, поворачиваем налево и дальше едем по правому берегу Ховда до Цэнгела. Курган около сопки.
Курган у дороги.
Остановились размяться у реки. Втекает маленький ручеек навстречу течению реки. Его русло отгорожено камнями. То ли природа соорудила, то ли люди - зачем?
Два камня - сладкая парочка.
Дорога вдоль Ховда, по берегам скалы, долина узкая.
Еще один курган у дороги, Ховд слева
Ховд
Дерево у дороги, Ховд. Пылит местный уазик, дорога каменистая.
Деревья вдоль дороги - естественная аллея, скалы.
Дорога-змейка петляет вдоль реки и скалистых берегов.
Долина Ховда расширяется.
Монголы в машине, один в противомоскитной сетке - защита от пыли.
Деревня на горизонте.
Дома в деревне.
Девочки стирают у ручья.
На другой стороне довольно бурного ручья лежит ковер, проветривается.Стирка в разгаре-ручной труд в холодной воде. Нам нужно на противоположную сторону ручья. Рядом есть мостик, но что-то он не внушил доверия. Местного парнишку спросили как попасть через ручей? Махнул рукой в сторону брода, туда и поехали. Оказалось течение довольно быстрое и глубоко, но переехали без проблем. Искали заправку довольно долго, но когда нашли уехали ни с чем - не было заправщика. Такое бывает в мелких населенных пунктах Монголии, может и подошел бы через некоторое время. У нас был дополнительный запас и острой нужды в бензине не испытывали. Цэнгел.Небольшой городок на берегу реки Ховд. В основном одноэтажные дома. Въезд в Цэнгел, давно не встречали асфальт.
Однако, здесь он не везде, а только на центральной улице.
Памятник - монгол на коне со свитком. Выглядит солидно, похоже на бронзу.
Магазин в 3 этажа и еще несколько торговых зданий помельче.
Монголы на конях - живые и современные. Машин местами в Монголии не меньше лошадей.
Мотоциклы в Монголии тоже очень популярны. Пастухи не только на конях, но и на мотоциклах, вообще транспорт подходящий для степи - жары и пыли монголы не боятся. На главной улице небольшой базарчик, продают разный шурум-бурум. Купили небольшое пластмассовое ведро для воды - оказалось наше российское, сделано в г.Бийск (кто не знает, это на Алтае). Нашли кафушку и поообедали.
В Улаанхуус.Поехали в Улаанхус. Ховд остается слева, поворачиваем восточнее. Река Ховд после Цэнгела течет на север, а потом резко поворачивает на восток и в Улаанхусе наши пути сойдутся. Обо у дороги. Сочетание древности и современности.
Дорога ветвится. Едем по ровному месту, только мелкие сопки, есть где разгуляться. В таких местах в Монголии дороги ветвятся и множится, каждый хочет найти свою лучшую дорогу.
Каменная ограда в степи, камень к камню.
Ограда без конца - сотни метров или километры, дальше она поворачивает и непонятно кууда и как долго тянется. Это сколько народу и сколько времени сооружали такое творение? Видели подобные длинные ограды несколько раз. Короткие попадаются повсеместно.
Это современное монгольское кладбище, довольно далеко от населенных пунктов.
Горы в озере
Еще один вид гор с отражением в озере.
Мост через Ховд. Подъезжаем к Улаанхусу, река Ховд тоже уже здесь.
Монголы в степи на лошадях
Монголы, кони, горы.
АЗС Петровиc в Улаанхус. Такие современные заправки встречаются по всей Монголии.
В Монголии на АЗС водитель только деньги отдает заправщику, все остальное делает последний. Бензин? - бензин, показывает на надпись 92, киваю (другого бензина нет), фулл? - фулл. Всегда примерно такой разговор. На фирменных заправках Петровис весь персонал в фирменной одежде, обычно есть небольшой магазинчик. На других АЗС просто колонка, заправщик в цивильной одежде, но процесс заливки везде одинаковый. На всех заправках есть дизельное топливо и 92 бензин, иногда 80.
Мечеть в Улаанхус.
Вдоль улицы аккуратные кучи самана - сушится. Саман основной строительный материал в таких местах: дома, заборы, другие постройки все из него - быстро, просто, дешево. Саман это смесь глины с соломой. Каждый двор огорожен таким капитальным забором, за которым обязательно выглядывает треугольная крыша обычного дома и круглая белой юрты. Ничего примечательного в Улаанхусе больше не заметили. Берем курс на Улгий. Дорога идет большим зигзагом, сначала от Улаанхус едем на юго-восток, затем поворачиваем на северо-восток и через Сагсай знакомой дорогой едем в Улгий. Ночуем в другой гостинице.
Продолжение.
|