Монголия - первые впечатления.Граница с Монголией.23.07.2016 - 5 день, 8888км. Ташанта - Улгий. Нашу таможню проходим очень быстро. Машин почти нет, все четко и доброжелательно. После российской таможни на дороге КПП, проверка документов и вперед. Прощай Россия.
До монголии нейтральная полоса 27 километров, просто дорога. Вокруг стада монгольских коз, яков и т.п.
Если российскую границу прошли за минуты, то на монгольской границе большая очередь. Путешественники ждут в машинах и на ближайшей траве. Вроде количество машин одно и то же, а какая разница - по разному люди работают.
Это очередь к монгольской таможне, предпоследняя машина - наша.
Монгольская гребенка, не самый плохой вариант. Все проходит, вот и монгольские таможенники и пограничники неспеша нас осмотрели, проверили и пропустили. Все довольно вежливо, никаких вымогательств, это вам не средняя азия, где мы в 2015 году прошли около десятка границ. Здравствуй Монголия!
Неплохая грунтовая дорога, мне такая нравится.
А вот и асфальт пошел, еще лучше.
День близится к концу, подъезжаем к городу Улгий.
Улгий.Вот и Улгий, надо искать ночлег. Въезжаем в Улгий с севера. Летом дни длинные, можно еще кое-что сделать. Завтра планируем ехать в заповедник Алтай Таван Богд, а это приграничная зона с Китаем и нужен пропуск. около магазина спрашиваю одного из водителей как найти пограничников. С некоторым трудом, но понимает, что мне нужно и чтобы избежать проблем с общением, показываем чтобы я ехал за его уазиком. Выводит меня к погранотряду, городок маленький - все близко. На КПП солдат никого не пускает, что не удивительно в субботу вечером. Висит список документов для получения пропуска: Кроме документов водителя и на машину, нужна копия лицензии туроператора, билеты в национальный парк и маршрут. Понятно, что у нас этого нет и где взять непонятно, тем более что вечер субботы, а завтра воскресенье. Кроме меня около солдат еще какой-то человек, который заговаривает со мной по русски. Выясняется, что его зовут Жанэт, он местный житель, ранее работал в этом же погранотряде начальником отдела, а сейчас на пенсиии и ему тоже нужен пропуск для поездки с гостями из Барнаула в АТБ. Говорит, что выходной не проблема, "завтра с утра вызову начальника с девочкой, которая все напечатает, а начальник подпишет" и будут у нас пропуска. Хочется верить, но сомнения остаются. Нам нужна гостиница, а так как из дома уже пятый день - удобства на улице, просим чтобы был душ. Жанэт показывает пару гостиниц, беседует на родном языке на ресепшен, нам это удобно, во второй из них мы заселяемся и договариваемся встретиться с ним на следующий день утром. По пути он показывает место, где можно сделать копии документов и купить местную симку. Все сделали. Однако туроператора и билетов нет, Жанэт говорит, что все будет нормально. Хочется верить, но сомнения остаются. Вернувшись в гостиницу вижу прямо на ресепшн ценник, в котором 30000 тугриков 2-х местный, а 45000 3-х местный. Встает вопрос почему мы заплатили 45тысяч? пытаемся объясниться с женщиной на ресепшен, она вроде понимает только по монгольски. Тут подощли еще 3 французских парня, они приехали на мотоциклах, им тоже нужен номер с душем и стоянка для мотоциклов. Пытаемся помочь, вссе-таки у нас и монголов письменность на кириллице. Раньше и русский монголы неплохо згали,но все проходит. Хозяйка выслушав наши просьбы о замене номера и французов ведет нас всех куда-то вверх по лестнице. На четветый или шестой этаж (откуда здесь столько?). Показывает двухместный номер - душа нет, на этаже тоже нет, но зато за тридцать. Ни нам, ни французам это не подходит. Идем все дружно на третий этаж, номера трехместные с душем, но за 45. Французам то, что надо, а нам приходится платить за того парня, но с душем. С учетом того, что за 100 долларов на границе меняла нам дал 190 тысяч тугриков и сказал, что в Улан-Баторе дадут 210 тысяч, но сегодня выходной и УБ далеко - убедил, взяли. Он же за 5000 руб. дал нам 150000тугриков. Совсем без тугриков ехать нельзя. Мы знали, что кое-где бурут по тысяче за проезд, но главное бензин, жилье и еда, хотя последнее не критично- запас у нас был. Да, 2-3 года назад за тысячу рублей давали по 45 тысяч тугриков и больше, а теперь только 30 тысяч. Монголия стабильнее России получается и не только, а вроде мелкая страна. В Таиланде доллар как стоил 35 бат десят лет назад, так и сейчас столько же стоит (после Монголии слетали на месяц в Таиланд погреться в ноябре-декабре). 24.07.2016 - 6 день, 8888км Улгий - АТБ, озеро Даян НуурУтром приехал Жанэт и к 10 часам поехали к пограничникам. Действительно, пришел какой-то мужик, какая-то девушка, что-то по гыр-гыркали с Жанэтом, он взял мои копии документов и ушел куда-то на территорию. Через полчаса вернулся и дал мне кусочек бумаги, на котором что-то написано кириллицей, но ничего понять нельзя, нет даже имен и фамилий, но зато есть печать. Жанэт сказал, что это пропуск, больше ничего не нужно. В заповеднике он нам не пригодился, но позднее сыграл свою отрицательную роль. Кнечно не пропуск виноват, а я со своей забывчивостью, но об этом потом.
Возвращаемся в гостиницу и расстаемся с Жанэтом. Чекаут и можно ехать в заповедник. Слева внизу видны французы со своими мотоциклами. Откуда здесь 4 или больше этажей? - загадка. Ниже здание администрации в Улгие, на котором в день отъезда с утра появился большой плакат, на котором нарисованы дети-борцы и детские скачки на лошадях. Мы еще не знаем, что через несколько дней все это увидим вживую.
Какое-то красивое здание в Улгие.
Типичная улица в Улгие-большом городе.
Улгий быстро закончился, едем по навигатору в заповедник Алтай Таван Богд к озеру Даян Нуур. Заповедник расположен на западе Монголии вдоль китайской границы, начиная от границы с Россией. Недалеко и граница с Казахстаном. Почти в одной точке сходятся границы четырех государств, в каждом Алтай. Российский Алтай изучаем каждый год, в Китай попасть трудно, в Казахстане были недалеко, но ближе к границе не подъехали, хотелось сравнить монгольский Алтай с российским. По грубым прикидкам маршрут займет 400-500 километров. В бензобак машины входит 100л, но уходит по 20л/100км, поэтому для подстраховки заливаю кроме бака две канистры по 20 литров и ставлю в багажник. Полные канистры возил по всей Монголии, реально пригодились только при поездке на озера в Алтай Таван Богд. В целом по Монголии проблем с топливом нет, но продают только 92 бензин и диз.топливо. Обычно я заправляю свою машину 95, но на 92 она тоже нормально едет.
Дорога в заповедник Алтай Таван Богд на озеро Даян НуурРавнина за окном быстро сменилась гористой местностью. Дорога среди сопок
Вид как на нашем Алтае
Монгольский кабриолет.
Въезд в заповедник
Сагсай. На границе аймака стоят ворота с надписью. Дальше подобные встречали по всей Монголии.
Монголы на привале
Машина Жанэта. Ехали, ехали и вдруг видим стоит знакомая машина. Немного погодя подъехала вторая с номерами 222 22, это "крутой номер" из Барнаула, гости, к которым показывает дорогу на рыбалку Жанэт.
Вдруг пошел дождь, но скоро прекатился.
Дорога идет вдоль небольшой речки. Решили подъехать к кустам, туалеты в Монголии отсутствуют.
Тут же с дороги свернул монгол на мопеде и подъехал к нам. Мы стали делать вид, что любуемся видами и делаем фотографии. Монгол приехал за тем же, мы его не смутили, он быстро сделал свое дело и уехал. В простоте монгольских нравов убеждались неоднократно.
Вот такие цветы растут у реки среди камней.
Едем дальше, в лощине небольшой каменный забор и нехитрые постройки, позднее мы увидим такие заборы просто невероятной длины - в сотни метров и в километры. Это сколько труда и времени нужно потратить,чтобы по камешку все собрать, принести и выложить? Я думаю,что такие заборы растут веками.
На одной из сопок опять встречаем Жанэта, это была наша последняя с ним встреча. Хороший человек - помог нам, ничего не попросил, сказал, чтобы знали, что монголы есть хорошие. Может, еще увидимся в следующую поездку, телефон его у нас есть.
Один из видов по дороге к озеру Даян Нуур: мостик через ручей, сопки,мопеды.
Сопки у реки на этой же дороге.
Кочевье монгола. Юрта, машина, несколько лошадей, нехитрый скарб и стадо коз или овец. Встречаются также стада яков и верблюдов, но их всегда видели вдали от юрт.
Недалеко от дороги увидели курган и торчащие камни, а вдали большое количество юрт, не меньше чем 40-50 штук.
Около кургана в ряд стоят три плоских черных камня и белый каменный столбик.
На одной стороне выточен круг и 4 впадины, на противоположной только аналогичный круг. Высота 50-60см.
Тот же курган.
Огромное стадо у подножия невысоких гор в форме кратера.
Кучи камней. Мы решили, что это современное кладбище. Расположено недалеко от дороги.
По дороге идет стадо яков. У них длинная шерсть белого и,или черного цвета. Несмотря на свою кажущуюся громоздкость и неуклюжесть, очень быстро бегают и даже игриво прыгают.
Вот один красавец як вблизи. А это его разноцветные собратья.
А это бегущие яки с развевающимися хвостами.
Шерсть яка валяется в большом количестве, линяют они. Грузовики, полностью забитые шерстью (яков или верблюдов) частенько встречались по дороге.
Яки и корова у озера, пасутся сами без присмотра.
Недалеко от дороги видим желтое озеро. Останавливаемся, чтобы рассмотреть поближе.
По озеру плавают утки, десятка 2-3. Есть видео.
В стороне от дороги небольшое озеро, около него пасутся верблюды. Около Ко-Агача в России тоже есть верблюды, но там их видели не более десятка. В Монголии совсем другие размеры стад.
Мост через ручей. Корова точно знает, что у нее приоритет, идет не спеша.
День идет к концу, пора искать укромное место для ночлега. Может за этими скалами?
Место найдено, ставим палатку. Первый ночлег в палатке в Монголии.
Продолжение. Заповедник Алтай Таван Богд.
|