Разработка программы КЭР. Нормативная база КЭР. Состав КЭР. Сдача отчета КЭР.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР)
КЭР — объемный документ, составляется на каждый объект негативного воздействия на окружающую среду(НВОС), его разработка предусматривает:
- сбор всей информации о предприятии;
- проведение расчетов технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов и сбросов;
- обоснование нормативов образования отходов производства и потребления, лимитов на их размещение;
- разработку проекта программы производственного экологического контроля (ПЭК), создания систем автоматического контроля выбросов и сбросов ЗВ);
- при необходимости разработку переченя мероприятий по техническому перевооружению объектов НВОС.
Хозяйствующие субъекты составляют заявку на получение КЭР на каждый НВОС.
Раздел I «Общие сведения» заявки на получение КЭР содержит:
- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
- данные об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
- данные об использовании воды;
- данные об использовании электрической энергии;
- данные об использовании тепловой энергии;
- сведения об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду.
Раздел II «Расчеты технологических нормативов» заявки содержит:
Описание используемых технологий, Расчеты технологических нормативов выбросов, сбросов, физических воздействий.
При разработке КЭР необходимо использовать актуальную версию Информационно-технических справочников (ИТС) по Наилучшим доступным технологиям (НДТ), соблюдение которых обеспечивают защиту окружающей среды.
В настоящее время разработаны НДТ для более 30 различных отраслей промышленности - пищевой, нефтегазовой, металлургии и пр.
Если НДТ (или нормативы допустимых выбросов/сбросов -НДВ,НДС) не соблюдаются, то разрабатывается программа повышения экологической эффективности (ПЭЭ).
Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666 (далее —Правила № 666) установлены требования к составу Программы ПЭЭ и порядку ее разработки.
Программа ПЭЭ направлена на поэтапное достижение НДТ, НДВ и (или)НДС веществ I, II классов опасности при их наличии в выбросах, сбросах.
Согласно требованиям ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ проект Программы ПЭЭ до его утверждения ЮЛ или ИП подлежит одобрению межведомственной комиссией по рассмотрению Программ ПЭЭ
Порядок рассмотрения ПЭЭ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.12.2020 № 4708.
Пример содержания программы ПЭЭ (для выбросов):
- Общие сведения о предприятии
- Сведения о производствах, в отношении которых предусмотрена реализация мероприятий
- Сопоставление технологических показателей технологий с показателями НДТ
- Сопоставление фактических выбросов загрязняющих веществ I, II классов опасности с нормативами допустимых выбросов
- Мероприятия по повышению экологической эффективности, их обоснование, сроки реализации
- Перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ
- Оценка эффективности мероприятий программы
Раздел III «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов веществ I, II класса опасности(при наличии) и расчеты таких нормативов»
Соответственно, в заявку на получение КЭР включают
по выбросам:
- расчеты НДВ, выполненные в соответствии с Методикой № 581;
- НДВ загрязняющих веществ (ЗВ) I, II классов опасности (при наличии);
- санитарно-эпидемиологическое заключение на проект нормативов предельно допустимых выбросов;
- проект Временно разрешенных выбросов с графиком поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду в составе Программы ПЭЭ.
В случае невозможности соблюдения НДВ расчет НДВ используется при разработке проекта Программы ПЭЭ, который должен содержать график поэтапного снижения выбросов загрязняющих веществ до мероприятия и после.
по сбросам:
- расчеты НДС, выполненные в соответствии с Методикой № 1118 и согласованные в установленном порядке;
- НДС загрязняющих веществ I, II классов опасности (при наличии);
- проект Временно разрешенных сбросов с графиком поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду в составе Программы ПЭЭ.
В случае невозможности соблюдения НДС расчет НДС используется при разработке проекта Программы ПЭЭ, который должен содержать график поэтапного снижения выбросов ЗВ до мероприятия и после.
Раздел IV «Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для заявки на получение КЭР содержит:
- Обоснование нормативов образования отходов;
- Обоснование лимитов на размещение отходов»;
- Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение.
Раздел V. Проект программы ПЭК:
который может содержать проект программы создания системы автоматического контроля (САК) выбросов, сбросов ЗВ
Раздел VI. Информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (при необходимости).
Раздел VII. Утвержденные квоты выбросов.
Заявка на получение КЭР подается в территориальный орган Росприроднадзора.
Государственная пошлина за выдачу КЭР установлена в размере 9500 руб.(П. 118.2 ст. 333.33 НК РФ)
Территориальный орган Росприроднадзора после приема заявки на получение КЭР в течение 16 рабочих дней рассматривает ее на соответствие информации требованиям, установленным Законом № 7-ФЗ. Органы исполнительной власти в течение 15 рабочих дней рассматривают заявку на получение КЭР и прилагаемые к ней документы и направляют замечания либо информацию об отсутствии замечаний к ним в территориальный орган Росприроднадзора. В случае наличия замечаний Росприроднадзора или от органов исполнительной власти, заявка возвращается для устранения замечаний
Территориальный орган Росприоднадзора в течение одного рабочего дня со дня окончания рассмотрения заявки на получение КЭР в случае отсутствия к ним замечаний выдает заявителю разрешение на 7 лет по форме, утвержденной Минприроды России.