На юго-восток от г.Улгий к городу Алтай. Бигэр.28.07.2016 346 км Дорога Ховд-АлтайВстали рано, в восьмом часу. Наверное что-то не могли найти, пришлось все разгружать, чтобы добраться до нужной сумки. Попили чаю и в дорогу. Теперь такую дорогу мы считаем хорошей.
Справа у дороги большое скопление белых камней. Останавливаемся, подходим поближе, фотографируем. Это не мрамор, не песчаник, не известняк вроде. Не можем сказать определенно природуэтих камней.
Крупная техника на строительстве дороги: бульдозеры, самосвалы, краны и другая техника - как нам показалось, китайская.
Уже хороший участок дороги, только асфальта не хватает. Обкатывают его верблюды. Несколько десятков верблюдов идут по дороге, но бльшей частью по сторонам от нее.
Еще дорожная техника, немного в стороне от строящейся дороги.
По сторонам пошел кочкарник.
Мы пока едем по хорошей, хоть и не асфальтированной дороге. Машина перевозит лошадей - частая картина в Монголии.
Вдруг, види, что дорога перегорожена камнями, но проехать можно. На протяжении нескольких километров поперек дороги лежали такие перегородки, то с одной стороны, то с другой, а то и сразу с двух. Везде проехать можно, но заставляет снижать скрость и ехать внимательнее. Город АлтайТак и ехали примерно по такой дороге, через час приехали в город Алтай. Довольно крупный город по местным меркам. Это дворец спорта.
Бетонные здания, монумент с избражением в полный рост монгола в одежде похжей на красноармейскую форму.
Стна украшена крупной мозаикой с изображеним местных холмов, а на ней висят рекламные плакаты. На одном что-то очень длинно написано, естественно, по монгольски. На другом Монгол на коне, похоже, зовет посмотреть конные соревнования.
Довольно большая центральная площадь. По сторонам административные здания, в центре монумент и бассейн с фонтаном - воды нет. Вся площадь уложена большими бетонными плитами, поэтому здесь много мальчишек на велосипедах. Вот один из них, может самый юный. Велосипед у него неплохой. На здании за ним написано по монгольски "Ансамбль народной песни и танца "Алтай".
На площади памятник воину-связисту в форме советского солдата времен второй мировой войны. Похоже, что это не абстрактный солдат, а вполне конкретный потому, что на табличке около него написаны года 1923-1945 и что-то еще по монгольски. Возможно это года его жизни и смерти.
Здание на центральной плащади : Единый центр общественных услуг.
А это здание алтайского телецентра. Большое и интересное граффити на стене.
Поедив и походив по Алтаю,пообедали в маленьком кафе. Все просто и недорого. Для перевода в рубли цены нужно делить на 30. Курс рубля в июле 2016 был равен примерно 30 тугрикам. С курсом тугрика нам не повезло, бензин получился дорогой - основная статья наших расходов. С сентября 2016 года тугрик к рублю начал монотонно дешеветь и с 30 тугриков за рубль дошел до 43 тугриков (февраль 2017). За это же время доллар США подорожал к тугрику с 2000 до 2500 тугриков за $1. То есть за полгода, чуть больше, рублю к тугрику подорожал более чем на 40%, а доллар к тугрику только на 25%. Последние 4 месяца курс тугрика к доллару стабилен, а к рублю падает (с 38 до 43 - около 15%). Думаю, что летом за рубль будут давать 45 тугриков - выгодно ехать в Монголию в 2017 году, особенно тем кто хранит деньги в рублях. Вот на такие размышления навело меня прошлогоднее меню в монгольском кафе.
Дорога от Алтая до БигэраПосле обеда поехали дальше. На горке за Алтаем все сразу: куча похожая на обо, современный указатель расстояний до ближайших городов (Бигэр 110км, Цогт 187км, Чандмань 228км и др.), столб ЛЭП и более старый указатель, обвязанный лентами как священный толб.
И снова извилистая, ветвистая монгольская дорога, то по равнине, то между сопок.
Вдоль дороги постоянно попадаются довольно крупные стада овец, коз, верблюдов. Попадаются и лошади, но в малом количестве. Это стадо овец. А вот и козы, на фото только малая часть.
В стороне от дороги увидели большое скопление машин,людей, палаток. Через бинокль разглядели, что это археологические раскопки. Копают по-крупному: машин 2 десятка, десяток мотоциклов, столько же палаток, людей 30-50 человек. Здесь же бегают дети. Понятно, что в основном работают местные монголы, на ночь уезжая к семье. Два монгола на лошадях догоняют сбежавших жеребят. Дорога с равнины уходит в сопки. Стадо овец на дороге и вокруг. В жару овцы любят вставать в кругок и прятать головы под другпод друга. Зеленые метки вместо клейма у лошадей показывают принадлежность к определенному хозяину. Если овцы и козы не очень пугливые, делают все как все, копирую вожака, то лошади пугливы. Показались какие-то полуразрушенные постройки из самана. Тут же как всегда пара юрт. А рядом просто дворец, правда вид у него заброшенный. Час езды по извилистой дороге между сопок и снова бескрайняя степь. Очередное Обо у дорги,сверху лежит рогатый череп коровы. Неожиданно дорога стала песчаной, крупный сухой песок расступается под колесами.
Полуразрушенные строения из глины или самана огорожены сеткой. По-видимому что-то древнее. Там же за оградой буддистская ступа на которой плотно сидит ворона. На щите около ступы написано, что это развалины старого монастыря (жили 600 монахов), памятник культуры под охраной Юнеско. Ступа новая. "Добро пожаловать" - написано по монгольски на этом сооружении. Куда непонятно, возможно в Бигеэр, но до него еще несколько километров. Показались довольно крупные хотя и одноэтажные здания. Несколько зданий,котрые стоят особняком. Через минуту мы въедем в Бигэр, в котором много юрт, развалюх и т.д. Эти здания как-то выбиваются из общей картины. Вот и Бигэр, заборыы мелкие дома. Здания в Бигэре вполне добртные. А вот и ступа, а рядом с ней непонятное нам сооружение. Буддистский храм? Дома выглядят неплохо, но свиньи гуляют как в деревне вполне свободно.
Выехав из Бигэра ищем место для ночевки, вот и вечер наступил. Нашли более-менее ровное место, рядом холмики. Вокгруг много вот таких цветов. Это не просто цветки, это дикий чеснок - запах характерный. Позднее мы будем видеть огромные поля чеснока. Это наш очередной привал, скоро закат.
Продолжение. Дорога Чамдань, Шинеджинст, Баянгов
|