На восток от г.Улгий по югу Монголии

27.07.2016 337 км

Улгий - Ховд. Ночевка за Девиром.

Утром едем на заправку по сонному Улгию. За окном минарет.

Улгий минарет

 

Вот и заправка, а дальше дорога в сопки.

утро, сопки

 

Дорога из Улгия на юг отличная, но уже с утра плотный трафик. Как всегда самые нетерпеливые едут по обочине. Здесь, скорее все наоборот: по обочине идут правильно, а вот по дороге нет, - но кто же им коровам запретит?

дорога, коровы

 

Небольшое озеро, хотели сделать остановку на завтрак. Но страшный ветер, неуютно, решили ехать дальше и тут увидели на озере лебедей. К сожалению, увидеть можно было только в бинокль. На снимке они есть,но практически неразличимы.

Лебеди на озере

 

Вот увеличенный фрагмент. У пары лебедей выводок из трех лебедят - повезло им. На Даян Нуур мы видели пару лебедей с одним птенцом.

Лебеди крупно

 

Через час справа появилось озеро Толбо, оно гораздо больше тех озер, которыые мы видели в АТБ. Озеро несколько в стороне от дороги, останавливаться не стали.

озеро Толбо

 

Минут через двадцать после Толбо асфальт закончился. Он вроде и есть, но ехать нельзя. Сначала ехали вдоль асфальта, а потом дорога свернула в сторону.

асфальт закончился

 

Дальше сопки сблизились и дорога запетляла между ними. По дороге едет караван дорожной техники, наверное продолжать / ремонтировать асфальтовую дорогу.

Дорога, техника

 

Проезжаем огромный каменный забор. Наверное, огорожено частное пастбище. Как долго строили ограду и какая у нее длина?

Каменный забор

 

У дороги плакат с фотографиями и текстом на английском. Зовут в сторону 15км, обещают отличные фото натуральной природы, диких зверей, в том числе снежных барсов. При этом жить вы будете в комфорте в юртах, кататься на лошадях, питаться традиционной монгольскоей едой. Мы едем прямо, у нас своя дорога.

Плакат

 

До пустыни еще далеко, но верблюдов уже много.

Верблюды

 

Стандартное Обо у дороги: куча камней, разные тряпки, сверху часто белый камень.

Обо у дороги

 

Плакат о строительстве дороги. Все по монгольски, можно понять, что начали строить в 2015, а в 2018 должны закончить. Расписано по очередям строительства. Как можно понять из схемы, в 2018 годувся дорога от границы с Россией (Ташанта) до Ховда будет асфальтирована.

Плакат о строительстве дороги

 

Заезжаем на небольшую горку и видим большой перекресток и много всего разного. Справа юрты с машинами, лошадями и прочим хозяйством.

Столбы юрта

Слева большое подворье под сопками.

Столбы кафе

Совсем рядом огромные каменные столбы и какие-то каменные развалины. Очень сильный ветер, холодно.

Столбы

Столбы высотой около 3 метров, раньше мы таких не видели.

Каменные столбы 3 метра

На столбах есть изображения. Хорошо виден сверху поясок из круглых и овальных пятен, сбоку большой круг - солнце. Изображения оленей должны быть, но видны нечетко, можно только догадываться.

Столбы 3

 

Недалеко от столбов непонятное сооружение. Прямоугольник из стоящих плоских камней размером примерно полтора на три метра, а вокруг много еще плоских камней просто лежит.

Столбы могила

 

Довольно долго ходили "изучали" столбы и все, что вокруг них - очень интересно.

Юрты

Потом подъехали к дому внизу, оказалось это кафе. Настоящее монгольское кафе. Нас встретил монгол, может быть хозяин и пригласил внутрь.

К сожалению, внутри не снимали, постеснялись спросить. Около дома уже стояла машина, соответственно внутри были гости, несколько монголов. Внутри довольно большой комнаты, метров 5х6, стоят столы с лавками и кровати с панцирными сетками. Слева три стола с лавками, за одним столом сидели трое монголов и пили чай. Справа еще пара столов и кровати. Несколько монголов лежали.

Хозяин принес нам термос с разбавленным молоком и гранулированный чай в ситечке. Показал как заваривать чай - через ситечко с чаем льешь из термоса молоко в стакан, затем доливаешь еще молока, вот и вся премудрость.

Мы хотели поесть, заказали бузы. Два слова "цай" и "бууз" мы знали, этого хватило. Кухня в соседней комнате, соединены дверью с окном, чтобы удобнее было передавать готовую еду клиентам. Заказали мы на двоих 5 буз, чем удивили хозяина - обычно берут больше. Пришлось немного подождать, потом всем и сидящим и лежащим принесли бузы. С удовольствием поели и попили горячего молочного чаю.

Подъехала еще одна машина и в кафе появилось еще 3-4 человека помоложе, среди них одна девушка. Один или двое монголов из молодых хорошо говорили по русски. Спросили куда едем, узнав что в Ховд, спросили не подвезем ли двоих попутчиков. Мы сказали, что подвезем, но только одного - на заднем сиденье у нас много вещей разбросано. Отправили в дорогу с нами молодую девушку. Как выяснилось потом, по русски она не говорила.

Въехав в Ховд, мы стали спрашивать куда ее подвезти. Видим не понимает. Вдруг она говорит: "You speaking English? Мы радостно: yes. Это все, что девушка знала по английски. Нас она не понимала и на вопросы не отвечала, показала жестами, что выйдет здесь и достала довольно крупную купюру. От оплаты мы отказались, на этом и расстались.

Этот случай показал, что монгольская молодежь русский язык уже не знает, а английский еще не знает. Хотя про всех этого не скажешь, в том же кафе пора молодых монголов и по-русски хорошо говорили и английский знали.

 

Пока дорога каменистая, можно любоваться видами по сторонам, в основном сопки и мелкие озера.

Сопки

 

Дорога то приближается к сопкам, то удаляется, часто начинает ветвиться, каждый автомобиль ищет свою более ровную дорогу - места много.

Дорога, сопки

 

Вдруг видим на дороге велосипедиста. Мужчина европейского вида, не очень молодой. На велосипеде висят по сторонам четыре большие сумки, сзади "пенка" и что-то еще. Впереди Ховд, километров 10-20. Человек один не боится ездить по чужой стране на велосипеде. На Алтае мы встречали велосипедистов-одиночек, всегда их немного жалко, особенно в холод. В Европе часто можно видеть байкеров - там нет проблем. На Памире встречали и немного общались с группой немолодых байкеров: трое из Англии и один из США - много ездят по миру, в том числе и по России. Неожиданно пошел сильный снег с градом - перевал выше 4500 метров. На байке не кайф.

Мы вдвоем на машине - у нас все и везде комфортно. Байкеров и велосипедистов, которые ездят далеко, уважаем.

Велосипедист

 

Вот и Ховд появился. Вначале только юрты, много, много юрт. Как у нас - свой дом и город рядом. Появвился асфальт.

Въезд в Ховд

 

Дорога как в городе и положено, юрты все ближе.

Ховд, юрты

 

А вот и совсем приличная улица, асфальт, тротуары, по сторонам деревья и красивые фонари.

Ховд, улица

 

Типичная хрущевка, да и построена похоже еще в те времена, но рядом красивый стилизованный фонарь - это вам не деревня.

Фонарь

 

Видим более современные здания и "монгольский сапог" метров 7 высоты. Машин на улице почти нет.

Сапог

 

На другой стороне улицы через перекресток втрой сапог, сапоги "смотрят" друг на друга. А вот и автобус, общественный транспорт?

Второй сапог

 

Красивая улица с фонарями и деревьями. Стоят машины, идут люди, чисто и т.п.- все как в современном городе.

Улица с фонарями

 

За забором золотистый купол мечети.

Ховд, мечеть

 

Поколесили немного по Ховду и снова вперед. Выехали за город, большой указатель дорог и направлений. Куда едем?

Указатель

 

Что на указателе? Все надписи на монгольском и английском, не часто на английском пишут в Монголии. Монголия делится на Аймаки - аналоги наших областей. Аймаки делятся на Сумы - вроде наших районов. На границах Сумов стоят прямо в степи арочные ворота с названием района. Стрелки показывают какие районы (СУМ) и города (ХОТ) впереди и расстояние до них. Стрелка прямо Алтай 448км - это город, в который мы едем, но будем там не сегодня. Слева стрелки в Чандмань Сум 146км, Зэрэг Сум 141км и Дарви Сум 205км.

Справа стрелки: Улсын Хил 432км - это государственная граница. До какой именно точки на границе 432км не совсем понятно - есть дорога, которая примерно посередине между Ховдом и Алтаем сворачивает южнее и уходит в Китай, наверное, она.

Указатель крупно

 

Недалеко от Ховда непонятное сооружение, на котором написано "Баньдхайн зам гудамж". Первое слово непонятно, а далее в переводе получается "улица с односторонним движением". Какая улица? Это явно не про дорогу.

Ховд Баньдхайн

 

Навигатор показал слева впереди кукую-то вьюпойнт, есть дорога - решили заехать. Через несколько километров увидели огороженную, почти пустую территорию. Стоит несколько юрт и какие-то мелкие постройки.

Вышка

 

На противоположной стороны ограждений виднелась какая-то вышка.

Вышка

 

А еще дальше хорошо заросший водоем. Вот в общем-то и все.

Вышка2

Пока озирали окрестности с вышки, надеясь что-то увидеть недоступное с земли - напрасно, подъехал автомобиль. Как оказалось местный гид в лице молодой женшины привезла на экскурсию туриста. Пробыв минут пять, они уехали и мы за ними. Задумано место для туристов, но пока ничего интересного нет.

 

Едем дальше, видим в стороне какой-то карьер, подъезжаем поближе. Размеры внушительные, по периметру сотни метров, глубина 7-10 метров.

Карьер2

Подходим к краю карьера. Отвесные края, ровное дно. Похоже, что еще недавно здесь что-то добывали, может гравий, но сейчас выглядит заброшенным.

Карьер

 

Вот и Девир, ничего примечательного, нам нужно заправиться.

АЗС Петровис популярны в Монголии, обычно это вполне современные заправки, но бывают и такие. При этом бензин везде нормальный - проблем не было.

АЗС Петровис

 

Солнце клонится к закату, начинаем искать место для стоянки. Недалеко от дороги заезжаем за ближайшую сопку, вот и наша стоянка на ближайшую ночь. Надеемся, что не будет так холодно как в АТБ на озерах.

Стоянка

 

Любуемся закатом, розовые облака, синее небо - красота. А вокруг никого, никого.

Закат облака

Место для ночевки оказалось не совсем удачным. Рядом протекал небольшой ручеек, а за ним заросли ковыля и другой травы. Под вечер к ручью прилетел сокол и долго сидел на камне в ручье,пил воду. Но потом полетели комары, много комаров - было неуютно. У нас был баллончик от комаров,но разве его найдешь когда тебя вдруг атаковали? В палатке было спокойно.

 

Продолжение. Дорога до города Алтай. Виды г.Алтай.